Рус / Eng Карта сайта Контакты Архив  
moscowarchbiennale logo О БИЕННАЛЕ ПРОЕКТЫ БИЕННАЛЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В БИЕННАЛЕ
ПРОЕКТЫ БИЕННАЛЕ
Манифест куратораАрх КаталогАрх ФорумАРХ МоскваSPEECH: NORWAYСРЕДА СОСУЩЕСТВОВАНИЯАРХИТЕКТУРА АНТИПОТРЕБЛЕНИЯВЫСТАВКА «ПРИМЕТЫ ГОРОДОВ»ВЫСТАВКА «ШВЕЙЦАРСКИЕ ПОСЕЛКИ»АРХИТЕКТУРА ДЛЯ ЖИЗНИАРХИТЕКТУРА И ОБРАЗ ЖИЗНИАРХИТЕКТУРА И СОЦИУМ

 

ПОДПИСКА

Чтобы подписаться на новостную рассылку выставки, введите свой электронный адрес (E-mail) и нажмите кнопку "Отправить"

 


ВЫСТАВКА «ШВЕЙЦАРСКИЕ ПОСЕЛКИ»

Юрий Пальмин/Елена Кассовская.
Архитекторы выставки Кирилл Асс и Надежда Корбут.
При поддержке фонда «Про Гельвеция».
27 зал, 3 этаж

Решение жилищного вопроса (Wohnungsfrage) является, пожалуй, самой важной архитектурной и одновременно социальной задачей первой половины двадцатого столетия. Экономически обоснованной реакцией на острую потребность в жилье становится тотальная индустриализация и типизация жилищного строительства. Однако не только нехватка жилья на рубеже веков, но и социально-утопические теории, разрабатывающие идею нового общества в тесной связи с архитектурой, становятся основой для поиска новых градостроительных решений и типологий.

В фокусе проекта – наиболее яркие и разноплановые примеры так называемых «поселков» (Siedlungen) – градостроительных образований в немецкой части Швейцарии, построенных в течение прошлого века.

Возникнув в конце XIX века в ответ на новые социальные запросы, поселок, безусловно, имеет в своей основе утопическую идею. Именно в такой форме поселения примирение антагонизма города и деревни совмещается с замыслом коллективности и социального равноправия. И при том, что социальные задачи и представления об идеальном жилом пространстве на протяжении последних ста лет многократно менялись, каждый поселок воплощает важнейшую идею создания абсолютно новой коллективной формы жилья.

В Швейцарии, где чувство коллективности имеет институциональную силу, поселки быстро получили широкое распространение. В роли заказчиков обычно выступают жилищные кооперативы, высшим принципом которых является оказание поддержки тем, кто «готов помочь себе сам». Социальная утопия соединяется с прагматизмом – именно в этом проявляется радикальность позиции швейцарской̆ архитектуры. Сегодня же, при нестабильности рынка и зыбкости еще недавно безоговорочно доминировавшего восприятия жилья как «товара» с определенной стоимостью, кооперативные модели жилья обретают все большую популярность не только в Швейцарии, но и за её пределами.

Без сомнения, самая радикальная попытка претворить социальную и архитектурную утопии в жизнь была предпринята в Советском Союзе. Именно там новое общество, в соответствии с новым индустриальным ландшафтом, предполагало существование не отдельных личностей, а коллектива, взывающего к новой архитектурной форме. Однако в отличие от непрерывного швейцарского опыта коммунального жилищного строительства, ранние советские эксперименты 20–30-х находят свое продолжение лишь в типовом панельном строительстве 60–70-х годов и в робких попытках кооперативного движения, практически утративших социальную компоненту – главную для проектов авангарда.

Цель выставки – показать, каким образом в каждом из представленных поселков архитектурная форма на службе коллективности воплощается в пространственном решении. Важной темой при планировке коммунального жилья становится вытекающая из большого масштаба типизация. Ведь именно потому, что в основе каждого из поселков лежит не индивидуальное, а коллективное начало, стандартизация и типизация – не просто результат поиска экономически выгодного решения, но и прямое следствие из идеи коллективности. Отсюда берет свое начало и обращение архитектуры к теме монотонности, неотъемлемой компоненты модернизма. Однако приоритет коллективного вовсе не означает отказа от частного пространства, скорее наоборот: именно разграничение частного и общего посредством архитектуры становится доминантой каждого из представленных в проекте поселков.

Проект демонстрирует простую, на первый взгляд, истину: идеальная архитектурная форма, порождающая идеальное общество будущего (каким оно представлялось еще столетие назад) вряд ли существует. Однако швейцарские поселки необычны уже тем, что являются не только данью архитектурным веяниям или ответом на социальные вызовы своего времени, – в каждом из них представления о коллективном существовании, заложенные десятки лет назад, сохранились до нашего времени с минимальными коррективами. Должны ли мы трактовать эту культуру как музеефикацию коллективного, или это скорее шанс осознать многообразие возможностей воплотить одну идею в разных формах?

Цель проекта – не только показать взаимоотношения архитектуры и формирующегося под ее влиянием общества; не менее важна продуктивная дискуссия о соотношении идеи коллективности, форм и масштабов в сегодняшней России, учитывая уникальный швейцарский опыт последнего столетия.